Что такое скрининг диагностика. Важность скрининговых лабораторных исследований в работе современного врача

Что такое скрининг диагностика. Важность скрининговых лабораторных исследований в работе современного врача

Диагностику здоровья следует проводить ежегодно, такого же мнения придерживается и Всемирная организация здравоохранения , рекомендовавшая в качестве профилактики регулярно проходить осмотр у квалифицированных специалистов. При этом не стоит ограничиваться поверхностным обследованием, а найти время на проведение полного медицинского осмотра. В таком случае шансы выявить серьезное заболевание на его ранней стадии существенно возрастают, и, как следствие, повышается вероятность его успешного лечения.

Наша клиника предлагает вам возможность пройти медицинское обследование в комфортных условиях за 1-2 дня.

Вы пройдете:

  • консультацию у ведущего семейного врача клиники
  • инструментальную и лабораторную диагностику
  • функциональную проверку

Вы получите:

  • подробное заключение о состоянии здоровья
  • рекомендации по лечению
  • рекомендации по необходимым дополнительным обследованиям

Общие программы диагностики (check-up) для взрослых

Специальные программы диагностики (check-up) для взрослых

Общая программа диагностики (check-up) для детей

Что такое скрининг?

Возможно, многие, прочитав заголовок, зададут себе вопрос: «А что это такое - скрининг?».

В самом деле, подавляющее большинство людей не имеют об этом ни малейшего представления, а некоторые даже не слышали этого слова! Между тем, многим из этих людей скрининговое обследование организма могло бы помочь избежать серьезных проблем со здоровьем! Ведь давно известно, что чем раньше удалось обнаружить проблему, тем больше шансов на её благополучное устранение. Из этого следует, что периодически проводимое полное обследование организма людей, входящих в группу риска по тому или иному заболеванию, может помочь «поймать» начало развития патологии и принять активные и эффективные меры по её излечению. При этом цена полной диагностики организма человека в нашей клинике в Москве неизмеримо ниже стоимости лечения запущенных заболеваний как в денежном, так и в моральном отношении!

Распространено мнение, что скрининг (Screening) означает «Просеивание, отбор». В кадровом менеджменте это, возможно, и так. Но это слово имеет и другой перевод: «Защита», «Ограждение кого-либо от чего-то неблагоприятного». Именно это значение лежит в основе термина «скрининговые исследования».

Полное / комплексное обследование организма

Вообще говоря, время от времени пройти полное (комплексное) медицинское обследование стоит любому взрослому человеку, проживающему в Москве или в другом крупном или промышленном городе, поскольку, как правило, экологическая обстановка в таких местах сама по себе является фактором риска различных заболеваний. Такова цена, которую платят люди за возможность быть ближе «к цивилизации».

Не следует думать, что речь идет исключительно о пожилых людях. К сожалению, тенденция к «омоложению» очень многих грозных заболеваний, возникшая в период развития промышленности и техники, не ослабевает, а наоборот - усиливается. Все чаще у молодых по общепринятым меркам людей обнаруживаются онкологические заболевания, которые являются результатом не только неблагополучной экологической обстановки, но и неправильного образа жизни, нарушения режима работы и отдыха, гиподинамии, несбалансированного и насыщенного вредными продуктами рациона питания и тому подобных вещей. Но не только онкологические заболевания «помолодели»! Стали «моложе» заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, печени, других органов.

Никто из нас не может находиться в полной уверенности, что эти грозные болезни еще не пустили корни в наших организмах, именно поэтому периодическое комплексное медицинское обследование всех органов и систем организма является необходимостью, а не роскошью (кстати, цена на скрининговые исследования в Москве сравнительно невысока, как Вы можете убедиться, просмотрев таблицу внизу) для любого человека, начиная с возраста 30 - 35 лет!

Какие скрининговые программы предлагает GMS Clinic?

Понятно, что проблемы, возникающие у людей разного пола и разных возрастных категорий, носят различный характер. Для того, чтобы с наибольшей эффективностью выявить эти проблемы и, при этом, оптимизировать стоимость этого процесса для наших пациентов, специалистами GMS Clinic разработаны несколько программ, каждая из которых предназначена и рекомендуется для людей определенного пола и возраста.

Стоит отметить, что, несмотря на некоторые отличия в объёме, связанные со специфическими особенностями людей, входящих в группу, для которой предназначена та или иная скрининговая программа, все они предполагают пройти полное обследование организма, включающее в себя компьютерную диагностику, все необходимые анализы и исследования , позволяющие сделать правильные выводы о состоянии организма человека в целом и о работе его отдельных систем.

То есть, можно сказать, что периодическое прохождение людьми полного обследования организма с выполнением необходимых для их возраста и пола исследований и анализов, позволяет свести к минимуму риск того, что человек внезапно окажется перед фактом наличия у него серьёзного заболевания в запущенной стадии.

Почему в GMS Clinic?

Скрининговое обследование в современном понимании этого термина - это сложный и высокотехнологичный процесс, включающий в себя множество лабораторных исследований, компьютерную диагностику организма , в этом процессе задействовано новейшее медицинское оборудование.

Но, безусловно, не только достижения медицинской техники делают скрининг эффективным. Главное условие - высочайшая квалификация и практический опыт врачей и специалистов! Ведь компьютерная диагностика организма недостаточна, ее результаты ничего не скажут непрофессионалу. Для их правильной интерпретации врач зачастую должен иметь не только солидный багаж теоретических знаний, но и интуицию, которая приходит с опытом. Только тогда с помощью скринингового исследования возможным выявление заболевания на самой ранней стадии, когда явных симптомов еще нет, есть только первые его предвестники.

У нас, в GMS Clinic, работают профессионалы высочайшей пробы, многие из них имеют опыт работы в клиниках Европы и США. Их профессионализм и опыт гармонично дополнены самым современным диагностическим и лабораторным оборудованием , прекрасными условиями, созданными в нашей клинике. Все это делает скрининг в нашей клинике чрезвычайно эффективным! Не будет преувеличением сказать, что GMS Clinic стоит в одном ряду с лучшими европейскими и мировыми клиниками! Обращаясь к нам, выбирая одну из наших программ скрининга, Вы не просто тратите деньги - Вы инвестируете в своё здоровье и процветание!

Подробнее о наших программах медицинского обследования Вы сможете узнать из таблицы вверху, а если у Вас возникнут какие-либо вопросы - обращайтесь к нам по телефону +7 495 781 5577, +7 800 302 5577 . Адрес и схему проезда в нашу клинику Вы найдете в разделе Контактная информация .

Почему GMS Clinic?

GMS Clinic - это многопрофильный медицинский и диагностический центр, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг и возможность решить большинство проблем со здоровьем при помощи медицины западного уровня, не покидая Москвы.

  • Отсутствие очередей
  • Своя парковка
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту
  • Западные и российские стандарты доказательной медицины

Скрининг при беременности - это совокупность обследований, которые делаются не всем подряд, а лишь тем женщинам, у которых есть определенные показания - беременным, входящим в так называемую «группу риска». Эти обследования помогают выяснить, есть ли у будущего младенца вероятность развития серьезных проблем со здоровьем - грубых нарушений в строении внешних или внутренних органов, Синдрома Дауна и так далее.

Что представляет собой скрининг?

Скрининг при беременности состоит из процедуры ультразвукового исследования, которое обязательно выполняется с помощью прибора экспертного класса, а делать его должен хороший специалист, способный выявить самые мелкие проблемы в развитии плода. Также будущая мать сдает кровь на гормоны. Обычно сначала врачи смотрят показатели уровня двух гормонов, в последующие разы (в том случае, если они потребуются), возможно, придется сдать анализы на 3 или 4 гормона.

Скрининг на разных сроках беременности позволяет врачам своевременно выявить пороки развития различных систем плода или опасность для будущей роженицы. Состоит скрининг из ультразвукового исследования и биохимического анализа крови. По приказу Минздрава РФ, плановое УЗИ проводится 3 раза, комплексный скрининг - по назначению врача

Сколько проводится скринингов и в какие сроки?

Сколько нужно будет проходить скринингов беременной женщине, может решить только доктор. Определяется необходимость их проведения по данным предыдущего обследования. Обычно принято проводить три скрининга при беременности. Соблюдение сроков обследования очень важно, иначе не получится узнать нужную информацию:

  • первый скрининг делается на 10-14-й неделе;
  • скрининг второго триместра - на 16-18-й неделе сдают анализы крови, а до 24-й - проводят УЗИ;
  • время для третьего скрининга - 7-8 месяц беременности - 30-32 неделя.

Каковы показания для скрининга?

Проведение в течение беременности трех обязательных ультразвуковых исследований уже стало для всех будущих мамочек привычной нормой. Однако остальные скрининговое исследования назначаются лишь беременным из группы риска. В нее попадают женщины:

  • имеющие патологии или пороки развития, доставшиеся по наследству, а также имеющие мужа или ближайших родственников с какими-либо патологиями;
  • у которых уже случались выкидыши;
  • забеременевшие в возрасте 35 и более лет;
  • у которых уже есть дети с патологиями;
  • переболевшие вирусом или инфекцией в ранний период беременности;
  • которым после наступления беременности пришлось принимать лекарственные препараты;
  • на которых менее, чем за полгода до наступления беременности воздействовало ионизирующее излучение (в группу риска попадает также беременная женщина, если облучению подвергался будущий отец);
  • которые забеременели от близкого родственника;
  • у которых рождался мертвый ребенок или была замершая беременность .

Бывает, что скрининг делается по собственному желанию, если будущие родители хотят перестраховаться. Также на скрининг при беременности могут направить после первого планового ультразвукового исследования, если проводивший его доктор заподозрил возможность развития у плода патологий.

Как проходит процедура скрининга?

Обследование проводится по графику в женской консультации или в медицинском центре, то есть тех учреждениях, где есть соответствующие условия. За один день беременной надо сдать кровь на анализ, а также провести ультразвуковое исследование, хотя это не обязательно.




Скрининг также можно провести в медико-генетическом учреждении или в специализированном мед. центре, оснащенном экспертным УЗ-аппаратом и лабораторией

Кровь для скринингового анализа сдается всегда на голодный желудок. В продолжение одного дня перед сдачей анализов беременная должна соблюдать особую диету. Нельзя есть рыбу и другие дары моря, жаренную и слишком жирную пищу, употреблять шоколад и какао содержащие продукты, также под запретом все цитрусовые.

УЗИ при беременности до 3 месяцев проводят и трансабдоминальным (сквозь переднюю брюшную стенку), и трансвагинальным способом (с введением специального узкого датчика в вагину). В первом случает перед процедурой женщине надо выпить воды. Начиная с 4-го месяца УЗИ делается только трансабдоминально. Однако жидкость перед обследованием употреблять уже не нужно.

Особенности первого скринингового обследования

Первое УЗИ во время скрининга проводится на специальном экспертном приборе. Оно помогает выявить:

  1. триплодию;
  2. даунизм;
  3. пуповинную грыжу;
  4. синдромы Эдвардса, Смита, де Ланге;
  5. синдром Патау.

Также на УЗИ выясняется толщина воротникового пространства (здесь смотрят скопление подкожной жидкости на задней поверхности шейки плода) и размер носовой кости. Эти показатели могут говорить о хромосомных аномалиях:

  • в норме ТВП на 10-й нед. составляет от 1,5 до 2,2 мм, на 11-12-й нед. - 1,6-2,4 мм, на 13-й нед. - 1,6-2,7 мм;
  • размеры носовой кости на 10-11-й нед. не оцениваются, она просто должна быть, на 12-13-й нед. ее длина в норме - 3 мм.


На первом скрининговом УЗИ врач уже может увидеть некоторые генетические патологии плода (например, опасность развития даунизма). Проверяется толщина шейно-воротниковой зоны и наличие костей носа

Также врач производит фетометрию плода на УЗИ, оценивая различные размерные параметры:

  1. длину от темени до копчика;
  2. размеры костей бедра, плеча и других;
  3. интервал от лба до затылка;
  4. симметрию мозговых полушарий;
  5. промежуток между теменным костями;
  6. окружность головы;
  7. размер живота;
  8. строение сердца и отходящих от него сосудов, частоту биений сердца.

Первый по времени биохимический скрининг выясняет концентрацию в крови двух гормонов. Нормальные их показатели зависят от периода беременности, от того, сколько развивается плодов, а также от индивидуальных особенностей женщины. Первый гормон - ХГЧ , выделяемый плацентой. Именно его повышение показывают домашние тесты на беременность, когда видно две полоски. Если при анализе выявляется повышенное содержание ХГЧ, это может говорить о вероятности развития синдрома Дауна. Низкий уровень этого гормона может указывать на синдром Эдвардса. Врачи предупреждают: отклонения по уровню гормонов не означают конкретного диагноза, а лишь указывают на его вероятность.

Второй анализ проводится на уровень PAPP-A . Это протеин-А плазмы, который ассоциируется с беременностью. Чем дольше длится беременность, тем выше должна быть концентрация PAPP-A. Если его мало, это может говорить о патологии. Но выводы надо делать, учитывая уровень другого гормона и результаты ультразвукового исследования.



Биохимический анализ крови позволяет выявить избыток или недостаток специфичных гормонов, которые вырабатываются организмом женщины при беременности. На основании полученных данных врач может диагностировать определенную патологию

Каким образом и кому проводится второй скрининг?

Обследование состоит также из сдачи крови и УЗИ, которые могут быть сделаны в течение одного дня. По тем показателям, которые во время предыдущего исследования были в норме, по желанию женщины, обследование повторно можно не проводить. Иногда же это скрининговое обследование назначается беременным, которые вместо первого скрининга проходили обычное УЗИ. Скрининг на 16-20-й неделе рекомендуют проводить при таких показателях:

  1. после 4-4,5 месяцев беременности при ультразвуком обследовании обнаружилась аномалия развития будущего малыша;
  2. беременная женщина на 4-5 месяце переболела инфекционным заболеванием;
  3. у беременной женщины обнаружили опухоль.

Второе УЗИ при беременности на скрининге II триместра очень важно. Во время УЗИ доктор оценивает такие показатели, как:

  1. длина тела будущего младенца;
  2. окружность его грудной клетки, а также головы и живота;
  3. размер носогубного треугольника;
  4. длина костей;
  5. симметричность лица;
  6. строение позвоночника и черепа;
  7. внутренние органы плода;
  8. органы матери.


На втором скрининге уже можно определить длину тела плода, строение позвоночника и темп развития внутренних органов, проверить лицевые кости на симметрию, измерить длину спинки носа. Кроме того, проверяется подготовка материнских органов к дальнейшему вынашиванию и рождению

Что касается анализов крови, то на этот раз предлагается исследовать 3 или 4 гормона. Первый из них - ХГЧ . В это время его норма - от 10 до 35 тыс. мЕд/мл. Оценивается он и сам по себе, и в пропорции с остальными гормонами. Например, если ХГЧ в норме, а фетопротеин – повышен, это может означать проблемы с ЦНС плода.

Второй исследуемый гормон - альфа-фетопротеин . Если его концентрация понижена, то это может служить показателем даунизма или синдрома Эдврдса, а также это может означать гибель плода. Если уровень АФП повышен, возможны патологии желудочно-кишечного тракта плода, недостатки развития его ЦНС.

Третий гормон называется эксриол . Он понижен при хромосомных аномалиях плода, а повышен - при крупном плоде или многоплодной беременности.

Наконец, 4-й гормон, который исследуют, когда делают анализ, - ингибин A . Он подавляет созревание новых яйцеклеток, пока длится беременность. С течением ее срока его концентрация уменьшается. Повышенный уровень может свидетельствовать о болезни Дауна.

Какие особенности у третьего скрининга?

Процедуры третьего скрининга - это последнее перед родами комплексное обследование. Его проведение планируется на 32-36-й неделе беременности. Так как все серьезные проблемы развития плода уже должны были выявиться при проведении предыдущих обследований, эта диагностика призвана дать финальную оценку уровня здоровья матери и будущего младенца. Обследование проводится для того, чтобы оценить состояние плода, узнать, готов ли он к родам. По данным, которые будут получены, врачи определят, как должны будут проходить несколько последних недель беременности и собственно роды. При всей своей важности для будущей мамы и плода, обследования не требуют никакой специальной подготовки.

Во время третьего скрининга делается анализ на следующие гормоны: ХГЧ, PAPP-A и альфа-фетопротеин. В тот же день, когда сдается кровь, делается УЗИ. Кроме этого, в другой день проводятся допплерография и кардиотокография.

Специалисты сферы перинатальной диагностики на третьем плановом УЗИ оценивают:

  1. репродуктивные органы будущей матери;
  2. околоплодные воды и плаценту;
  3. сфомированность у плода сердечно-сосудистой системы;
  4. строение лица будущего малыша;
  5. пищеварительную и мочеполовую системы плода;
  6. спинной и головной мозг будущего младенца.

Затем проводится допплерометрия плода . Это тоже вид ультразвукового обследования. Его применяют для оценки кровеносных сосудов плода, а также плаценты и матки беременной женщины. Исследование кровотока может показать, насколько качественно будущий малыш усваивает кислород, достаточно ли он его получает. Также можно узнать, правильно ли у него устроены сосуды.

Метод кардиотокографии тоже основан на применении ультразвука. Отличие от обычного УЗИ здесь в том, что отсутствует визуализация. Исследование показывает частоту сердцебиений плода. Можно выяснить, нет ли у малыша кислородного голодания.

Скрининг (от англ. screening - просеивание) — общее название методов специальных проверок, обследований, применяемых в медицине, биохимии, а также в бизнесе. В медицине под скринингом понимают проведение простых и безопасных исследований больших групп населения с целью выделения групп риска развития той или иной патологии или риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование. Данное понятие также используется в области HR менеджмента, в сфере подбора персонала. (Кадровый скрининг). Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять «проблемных» детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито") (М.П. Вилянский, 1987; В.И. Лубовский, 1998 и др.).

Главными характеристиками скрининг-тестов являются: безопасность, простота применения, стоимость и валидность.

За последние 3 года специалисты Центра приобрели достаточный опыт применения метода скринига в диагностическом сопровождении школьников, в том числе, имеющих проявления школьных трудностей. В 2010 году мы провели первый скрининг по программе профилактики школьной неуспешности в Лицее № 10, целью которого было исследование сформировааности у первоклассников предпосылок учебной деятельности. Возможно, кто-то знаком с программой Е.А. Екжановой «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах», который включает три теста: «Графические ряды», «Точки», «Дом Дерево Человек». Проводится стандартная количественная обработка, и делаются выводы о сформированности таких предпосылок, как: умение самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности относятся также сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность. По мнению автора результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на-метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

С пециалисты Центра составили программу скрининга «Психологический портрет младшего школьника» для целевой группы - 2 и 3 классы. Мы исходили из положения о том, что уровень развития предпосылок УУД является одним из показателей соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Частью скрининга стала программа логопедической диагностики нарушений репродуктивной письменной речи. Всего в 2012 было обследовано 236 учащихся. В 2013 году мы предложили апрбировать скрининг СОШ № 3. В 2014 - Лицеи №№ 10,13 - 150 человек. 2015 -Лицей № 13, 15, 11 с охватом 395 человек. В 2016 - начался новый этап реализации программы «Психологический портрет младшего школьника», который позволит нам оценить прогностическую ценность скрининга и скорректировать пакет диагностических методик для 3 классов. Всего программой скрининга было охвачено 879 учащихся 1-3 классов городского округа Химки. Эти цифры свидетельствуют о положительной динамике востребованнности скрининговых исследований.

Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании (М.К. Акимова, 1997; Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, 1990; А.Л. Венгер, 1999; И.А. Коробейников, 1980; В.И. Лубовский, 1989 и др.).

Скрининговые техники или оценочные инструменты весьма разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации. Разработка диагностического инструментария должна осуществляться с учетом ведущей деятельности возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития.

Задачи скрининга:

1. Отобрать из существующего арсенала диагностических средств методики, наиболее пригодные для оценки исследуемых параметров психологического развития ребенка.

2.Разработаь наиболее информативные и надежные критерии качественной и количественной оценки скрининг-тестов.

3. Апробировать разработанный комплекс методик в процессе скрининг-обследования школьников. Для повышения объективности диагностических данных необходимо фиксировать не только результат, но и процесс выполнения тестовых заданий.

4. Проверить степень надежности и валидности диагностического инструментария с помощью статистической обработки полученных результатов и последующим психолого-медико-педагогическим обследованием детей.

Приступая к созданию шкалы количественной оценки параметров и принимая во внимание использование ее в скрининг-диагностике (выявлении "проблемных" детей), мы стремились разработать надежную, и, в тоже время, удобную и простую в применении шкалу количественных оценок. Модификация методик предусматривала также выбор порядка предъявления экспериментального материала. Для определения порядка предъявления экспериментального материала были предложены несколько различных вариантов, основанных на увеличении или снижении степени "трудности" заданий.

Качественно-количественный анализ результатов скриннг - тестов позволил условно выделить четыре группы (диапазона) развития предпосылок УУД.

Первая группа (9%) - диапазон нормального развития (высокая возрастная норма). Вторая группа (45%) - диапазон нормального развития (возрастная норма).

Третья группа (40%) - диапазон снижения нормального развития УУД, "группа риска".

Четвертая группа (6%) - качественное своеобразие сформированности передпосылок УУД.

Несмотря на значительные индивидуальные колебания отдельных показателей, каждая условно выделенная группа имела присущую ей структуру психического развития, а третья и четвертая - еще и свойственную им систему отклонений и недостатков.

Школьники, вошедшие в третью и четвертую группы, были определены как "проблемные".

В Центре разработан и апрбирован скрининг психологического здоровья школьников, с использованием компьютерных тестов. Мы используем в работе с подростками следующие инструменты:

1. Анкета для диагностики типа личностной идентичности подростка

2. Оценка анамнеза

3. Полуструктурированное интервью

4.Функциональные пробы, в том числе, с использованием компьютерных программ

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т.к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно - начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях.

Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования г. Москвы осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.

Между тем, в настоящее время ни психологи (практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают научно обоснованной, статистически достоверной информацией о социально-психологическом состоянии детской популяции в Москве, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг развития.

Слово « мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения .

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др.

Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

Для определения показателей мониторинга социально-психологических проблем развития, обучения и адаптации московских школьников были рассмотрены три основных методологических подхода:

    Первый подход - мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах.

    Второй подход - мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося.

    Третий подход - мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.

Первый был оценен как наиболее привлекательный и научно-обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время реализация его именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по нескольким причинам:

    отсутствие единства в представлении о нормативах возрастного развития в научной психологии;

    отсутствие необходимого диагностического инструментария;

    отсутствие процедур измерения, соответствующих мониторинговым требованиям.

Поэтому, основной акцент был сделан на второй из рассматриваемых подходов. Психолого-педагогический статус учащегося - это совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной социопедагогической среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой стороны, имеющая выраженный прикладной (а, следовательно, и управленческий) характер. Разрабатывая данный подход, мы выделили ряд параметров психолого-педагогического статуса, легших в основу содержания мониторинга.

Для определения актуального запроса (третий подход) нами было проведено экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений города Москвы и выявлены актуальные вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию и значимые индикаторы. Данный материал позволил нам определить конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных ранее параметров психолого-педагогического статуса.

Одновременно с этим, мы учитывали особенности социальной ситуации развития, исследуя следующие характеристики образовательной среды: безопасность и психосоциальные факторы риска. Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, мы стремились создать батарею тестов, отвечающую следующим требованиям: компактность, минимум времени для выполнения, возможность ответить на широкий спектр вопросов, связанных с развитием школьников.

Все методики собраны в тестовые тетради. Процедура проведения была чётко прописана для исполнения. Необходимо заметить, что процедура проведения обследования является самостоятельной и отдельной задачей при разработке технологии проведения мониторингового исследования. Она прописывается в последовательности и регламенте проведения, апробируется на малой выборке и корректируется. Со всеми специалистами, проводящими обследование, проводится специальный учебный семинар по процедуре проведения обследования. В соответствии с концептуальной схемой были проработаны методический аппарат, организационная и математическая модели мониторинга.

Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий психологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.

Исходя из актуальных задач развития образования, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга Службы практической психологии образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её деятельности.

Скрининг рака - это поиск злокачественного новообразования у человека, не имеющего никаких симптомов опухоли. Такие тесты в ряде случаев помогают обнаружить заболевания на ранней стадии, когда многие виды рака можно полностью вылечить. Появление у пациента жалоб может говорить о росте и распространении злокачественного новообразования, а, следовательно, - и об ухудшении прогноза для больного. Скрининговые исследования позволяют снизить смертность от рака.

Варианты скрининговых тестов

  • врачебный опрос (анкетирование) и осмотр
  • лабораторные анализы (исследование тканей, мочи, крови, кала)
  • методы медицинской визуализации (обследования, которые позволяют получить картинку внутренних органов)
  • генетические исследования, направленные на выявления мутаций, которые могут приводить к развитию опухолей

Минусы и риски скрининговых исследований

Не всегда скрининг помогает выявить рак на ранних стадиях, и у многих тестов есть вероятность каких-либо осложнений. Важно знать, во-первых, есть ли у исследования доказанная эффективность в снижении смертности от рака, а во-вторых, осознавать возможные риски при его проведении.

Например, в качестве скрининга рака толстой кишки проводят колоноскопию или сигмоидоскопию, но это серьезные и неприятные для пациента медицинские исследования, при которых, в частности, возможны повреждение слизистой оболочки кишечника и кровотечение.

При скрининге иногда получают ложноположительный результат, т.е. тест показывает, что рак есть, а после проведения дополнительных исследований опухоль не обнаруживают. При этом для подробного обследования назначают медицинские процедуры, которые приводят к вполне объяснимым переживаниям со стороны человека и его близких, нередко дорого стоят и сами по себе могут вызывать осложнения.

Возможен и ложноотрицательный результат, т.е. показатель теста нормальный, а между тем рак есть. При этом люди часто откладывают подробное обследование, даже при появлении симптомов.

В некоторых случаев обнаружение рака в результате скрининга не продлевает и не улучшает жизнь обследованного. Есть виды раков, которые крайне редко угрожают жизни пациента или почти не сопровождаются какими-то жалобами. Но если рак нашли в результате теста, его начинают лечить. Нет возможности установить точно - продлевает ли начатая в таких случаях терапия жизнь пациента или нет. Зато известно о повышенном количестве самоубийств среди подростков и взрослых в течение первого года после постановки онкологического диагноза. Да и при лечении рака вероятно развитие тяжелых побочных эффектов и серьезных психологических проблем. Так что в определенных случаях постановка точного диагноза и проводимое лечение не повышают вероятность излечения.

Принимать решение об участии в скрининговой программе лучше после анализа подробной информации как о самих тестах, так и о том, что их результат даст конкретному человеку. И нужно сопоставлять предполагаемую пользу от ранней диагностики опухоли и потенциальные риски гипердиагностики и перелечивания.

Цели скрининговых программ

Идеальный тест должен:

  1. Находить опухоль раньше, чем появятся какие-либо симптомы
  2. Обнаруживать те виды рака, которые хорошо поддаются терапии при диагностике на ранней стадии
  3. Не давать ложноположительные и ложноотрицательные результаты
  4. Снижать смертность от рака.

Скрининговые исследования не диагностируют рак. Если результат теста не соответствует норме, то проводят дополнительные обследования, вплоть до биопсии для точного диагноза.

Некоторые скрининговые тесты предназначены для выявления у человека факторов риска определенных видов рака. Их наличие не означает, что опухоль обязательно вырастет, как и отсутствие не говорит о том, что онкологической патологии не будет.

Есть исследования только для тех людей, у которых есть факторы риска рака:

  • диагноз злокачественного новообразования в прошлом
  • диагноз онкологической патологии у двух или более кровных родственников
  • определенные генные мутации, связанные с раком.

Для групп риска скрининговые исследования проводят чаще или начинают их проводить в более раннем возрасте. Одна из задач - выявление новых групп риска по различным видам патологии.

Национальные программы скрининговых исследований различаются в зависимости от уровня развития медицины и экономических возможностей, а также данных по заболеваемости и смертности. Тесты меняются со временем, поскольку новые методы имеют более высокую эффективность.

Список исследований, доказанно снижающих смертность от рака

(по данным National Cancer Institute, США)

Колоноскопия, сигмоидоскопия и высокочувствительные методы обнаружения крови в кале - для рака толстой кишки. При проведении колоноскопии и сигмоидоскопии врач имеет возможность обнаружить полипы кишечника и удалить их до того, как они переродятся в раковую опухоль. Обычно проведение в качестве скрининга эндоскопических исследований кишечника рекомендуется в возрасте от 50 до 70 лет.

Низкодозированную спиральную томографию легких применяют в качестве скринингового обследования у тяжелых курильщиков в возрасте от 55 до 74 лет.

Маммографию проводят у женщин в возрасте от 40 до 74 лет для раннего выявления рака молочной железы. Метод существенно снижает смертность от этого заболевания, особенно в группе старше 50 лет.

Пап-тест и анализы на вирус папилломы человека снижают заболеваемость раком шейки матки, так как обнаруживают атипичные клетки до развития опухоли. Смертность от этой патологии неуклонно снижается. Эти исследования рекомендуют проводить регулярно, начиная с 21 года и до 64 лет.

Другие скрининговые тесты

Определение альфа-фетопротеина в крови совместно с УЗИ печени применяют в качестве скрининга рака печени при высоком риске его развития.

МРТ молочных желез используют при мутациях в генах BRCA1 или BRCA2. У этой группы очень высок риск рака груди и некоторых других злокачественных новообразований.

Определение онкомаркера CA-125 в крови часто делают вместе с трансвагинальным УЗИ женских половых органов для раннего обнаружения рака яичников, особенно при повышенном риске этого заболевания.

Самообследование молочных желез и врачебный осмотр груди не снижают смертность от рака молочной железы. Конечно, при обнаружении образования в молочной железе необходимо полное обследование для постановки диагноза.

Анализ крови на маркер ПСА совместно с пальцевым ректальным исследованием предстательной железы позволяет обнаружить опухоль простаты на ранней стадии.

Регулярно проводить осмотр кожи часто рекомендуют людям с высоким риском рака кожи. Хотя такое самообследование не снижает смертность от злокачественных новообразований кожи и приводит иногда к гипердиагностике, изменения формы и цвета родинок, появление новых или изъязвлений на коже - повод обратиться к врачу.

Трансвагинальное УЗИ позволяет получить изображение яичников и матки, что важно для женщин с повышенным риском рака яичника (с мутацией BRCA1 или BRCA2) или рака эндометрия (с синдромом Линча).

Раннее выявление злокачественных опухолей очень важно для снижения смертности, а при выявлении предрака - и заболеваемости.

Чем отличается обычное УЗИ от скрининга, есть ли между ними разница? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое скрининг и может ли он отличаться от УЗИ.

Скрининг – это обследование определенной группы населения. Его проводят, чтобы выявить конкретное заболевание, характерное для группы людей или местности.

Другими словами, это диспансеризация. Именно под этим словом скрининг знают люди, которые проходили диспансеризацию в школе и на предприятиях.

Цель данного мероприятия - выявление заболеваний на ранней стадии, что дает возможность вовремя начать лечение и снизить смертность.

Оборудование для скрининга отличается от аппаратов, используемых в обычной диагностике, более низкой точностью, так как целью в этом случае будет обнаружение или исключение заболевания.

Различают массовую диспансеризацию и выборочную, которая проводится в группах риска, например, когда обследуют не всех членов семьи, в которой есть наследственная болезнь, а только нескольких.

Наибольшую известность получил пренатальный скрининг, проводящийся при беременности. Но есть и другие виды скрининга: детская и взрослая диспансеризация, ежегодное массовое обследование на туберкулез и др.

Детская диспансеризация – это плановые поголовные осмотры детей. У детей до года их проводят ежемесячно, у детей в возрасте от 3 до 18 лет - ежегодно.

Диспансеризация взрослых проводится 1 раз в 3 года, а некоторые группы граждан обязаны проходить ее ежегодно.

В качестве примера такого скрининга можно привести маммографию (обследование молочных желез), колоноскопию (изучение кишечника), дерматологический осмотр для выявления кожного рака.

Скрининг новорожденных – так называется массовое обследование детей в роддомах с помощью лабораторных тестов.

Целью является обнаружение наследственных заболеваний до того, как проявятся их симптомы. Перед выпиской из роддома из пяточки малыша берут каплю крови и отправляют в генетическую лабораторию на анализ.

В России проводится скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром.

Скрининг повышает уровень здоровья населения в целом. Он позволяет выявить болезнь на бессимптомной стадии, на которой лечение эффективнее всего.

Ультразвуковое обследование

УЗИ или ультразвуковое обследование - это изучение какого-либо органа или ткани с помощью ультразвуковых волн.

Исследование ультразвуком отличается от других методов безопасностью, оно не нарушает целостность кожных покровов, не предполагает введение в организм посторонних веществ, не повышает радиационный фон в теле человека.

Метод считается абсолютно безопасным, не имеет побочных эффектов и может применяться даже для исследования плода на любом сроке беременности.

Исследование проводят с помощью аппарата ультразвуковой диагностики или сканера. Для большинства видов УЗИ не требуется специальной подготовки.

Исследование ультразвуком используют практически во всех отраслях медицины. Ультразвук применяют в офтальмологии, гинекологии, в педиатрии, терапии, урологии, кардиологии.

Его используют для диагностики заболеваний внутренних органов, брюшной полости и забрюшинного пространства, малого таза.

Это недорогое и доступное исследование, которое позволяет диагностировать многие опасные болезни с достаточной точностью.

У него есть и недостаток - с помощью ультразвуковых волн трудно рассмотреть полые органы.

Некоторые виды УЗИ входят в комплекс обязательных исследований, проводимых при диспансеризации.

Так, например, УЗИ брюшной полости включено в список обязательных обследований, проводимых у людей старше 39 лет.

Если говорить об исследовании ультразвуком, то здесь женская диспансеризация отличается от мужской. У женщин исследуют поджелудочную железу, почки, матку, яичники.

У мужчин - поджелудочную железу, почки, предстательную железу, а с 2015 года курящим мужчинам определенного возраста проводят однократное ультразвуковое исследование брюшной аорты для исключения аневризмы.

УЗИ-обследование, поведенное в рамках такого скрининга, позволяет обнаружить новообразования внутренних органов, которые до сих пор не проявили себя.

Сейчас есть все возможности для проведения данного обследования, в любом крупном городе имеется медицинские центры, куда можно для этого обратиться.

Исследование можно пройти бесплатно по программе ОМС. Лечащий врач, назначивший УЗИ, должен объяснить, в каком учреждении его проводят на бесплатной основе.

Чем отличается скрининговое УЗИ и УЗИ?

Пренатальный скрининг - диагностическое обследование всех беременных женщин, которое состоит из совокупности УЗИ и анализа крови. Скрининговое УЗИ проводится у всех беременных вне зависимости от их самочувствия.

Чем отличается УЗИ в рамках скрининга от просто УЗИ, которое проходит беременная женщина? Строго говоря – ничем. В обоих случаях исследование можно провести на одном и том же аппарате.

Разница в подходе к расшифровке результатов исследования ультразвуком.

При скрининге показатели УЗИ сравнивают с результатами анализа крови и делают выводы относительно развития плода на основе совокупности этих двух исследований, а при обычном УЗИ врач просто смотрит на плод или орган и пишет заключение.

Понятно, что скрининговое исследование глубже, оно лучше помогает исследовать плод.

Скрининговое УЗИ - это только одна из профилактических мер, которая наряду с биохимическим анализом крови входит в пренатальный скрининг.

Биохимический анализ выявляет в крови определенные ферменты-маркеры. Отклонения от их нормальной концентрации свидетельствует о пороках развития.

Такой комплекс позволяет оценить риск возникновения врождённых аномалий:

  • синдрома Дауна;
  • синдрома Эдвардса;
  • дефектов головного и спинного мозга.

Во время беременности женщина проходит два скрининга, а при необходимости проводится и третий.

Первая диагностика включает в себя УЗИ и анализ крови на два гормона, вторая - УЗИ и анализ на три гормона (тройной тест).

Последний скрининг (третьего триместра) состоит только из УЗИ, которое проводят на высокоточном аппарате класса «Эксперт».

Во время проведения обычного УЗИ при беременности можно исследовать не плод, а орган будущей мамы.

Беременную могут направить на исследование почек, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, сосудов, желез.

Просто УЗИ при беременности назначают, если для этого будут показания, например, у врача возникнет подозрение на патологию или у женщины появится какая-либо проблема со здоровьем.

В этом случае ей назначают УЗИ как обычному пациенту.

Другими словами, технически скрининговое УЗИ и УЗИ при беременности не отличаются друг от друга. Просто перед ними стоят разные цели.

Основная цель УЗИ при беременности - определить положение плода в матке и развитие.

Задачей ультразвукового исследования, проводимого в рамках скрининга, является определение возможной патологии у ребенка.

Это позволяет выбрать терапевтические меры или решить вопрос о прерывании беременности.

Теперь понятно, что вопрос о том, «чем отличается скрининг от УЗИ», звучит некорректно.

Нельзя сказать, отличаются они или не отличаются, так как УЗИ - это просто одно из исследований, что входят в скрининг или проводится вне его рамок.