Спор играет огромную роль не только в жизни человека, но и в науке, а также в общественных и государственных делах. Разве могут быть приняты серьезные решения без обсуждения и столкновения различных точек зрения? Особенно горячие споры мы можем наблюдать в вопросах политического и общественного характера. Разумеется, в мире есть огромное количество вещей, являющихся очевидными. Например, не нужно доказывать аксиомы в математике. Но в повседневной жизни у людей нередко возникают различные затруднения, при которых просто необходимо отстаивать свою точку зрения.
Это различные полемики, возникшие в ходе производственного или судебного процесса, а также многие другие случаи. Для того чтобы отстоять свое мнение, человеку приходится не только доказывать, но и документально обосновывать и аргументировать свои суждения. Особенно важно обладать таким умением профессиональному юристу, который по ходу своей деятельности ведет различные виды споров.
Спор является столкновением позиций и мнений, при котором каждая из сторон приводит аргументы, позволяющие ей отстоять собственное понимание обсуждаемой проблемы. При этом участники данного процесса пытаются опровергнуть те доводы, которые имеются у их оппонентов.
Спор - это очень важное средство человеческого общения. С его помощью поясняются и разрешаются вопросы, которые вызывают определенные разногласия. Кроме того, спор позволяет добиться лучшего понимания тех вещей, которые недостаточно ясны и не находят убедительного обоснования. Но даже если по окончании подобного столкновения мнений стороны не приходят к согласию, они все равно более глубоко уясняют как собственные позиции, так и аргументы оппонентов. В таком случае подобное общение служит великолепным средством для обмена идеями.
В русском языке выделяют три значения слова «спор»:
Существуют различные формы и виды спора. Они могут быть:
Между вышеперечисленными формами словесных состязаний не существует каких-либо строго определенных границ. Одна их разновидность может легко перейти в другую. Рассмотрим основные виды спора подробнее.
Что касается данного средства человеческого общения, то его сложно назвать спором. Это лишь прелюдия. В данном случае стороны оппонентов только излагают свои претензии, позиции. Кроме того, и та и другая сторона изучают и принимают к сведению мнение своих противников. Только после этого и начинается спор. Порой стороны берут своеобразный тайм-аут. Это время, когда в кабинетной тиши достаточно глубоко изучается представленная тема, определяются все слабые и сильные стороны оппонентов, корректируется собственная позиция.
Только после такой нужной и весьма плодотворной стадии спор получается более результативным и конструктивным. Он уже не является той беспредметной болтовней, когда существо вопроса не понимается ни той, ни другой стороной. Обмен мнениями влияет и на дальнейшее проведение дискуссий и переговоров. Именно поэтому тщательная подготовка в таком случае просто необходима.
Это еще одна форма споров. Она представляет собой коллективное, формализованное и организованное обсуждение той или иной темы. Цель прений - принятие конкретного решения. Проводятся подобные виды споров по определенному правилу. Неотъемлемыми в таком случае являются регламент, председатель собрания, очередность и порядок выступлений. Самым ярким примером такого вида спора можно назвать судебные прения. Проходить подобные обсуждения могут с различной интенсивностью, остротой и степенью напряженности. Градация в этом случае начинается от вялого обмена мнениями, присутствующего на утренней планерке, до мордобоя в парламенте.
Подобные словесные состязания являются не только спором. Они представляют собой мероприятия, в ходе которых разрешаются существующие противоречия. Основные цели, которые ставят перед собой подобные споры, заключаются в поиске приемлемых для всех участвующих сторон решений. Только компромисс, консенсус или «общий знаменатель» позволят оппонентам прийти к нужному соглашению. В процессе переговоров происходит обмен мнениями и осуществляется полемика. При этом возможны и другие способы для достижения необходимого результата. Это просьбы и уговоры, обещания, шантаж и угрозы, обман и т. д. Результатом переговоров является подписание соглашения, резюме или (на крайний случай) достижение устных договоренностей. При отсутствии принятия конкретных решений переговоры считаются проваленными.
Подобный спор проводится по какой-либо конкретной теме или вопросу. При этом основная цель дискуссии - достижение согласия или определение истины. Эти виды споров не ограничены пространственными или временными рамками, регламентом, кругом участников и т. д. Постоянной составляющей дискуссий является только тема. Причем это словесное соревнование представляет собой не столько спор, сколько исследование, необходимое для нахождения истины. Именно поэтому не важно, кто из участников данного спора отстоит свою точку зрения. Главное, чтобы был получен конкретный результат.
Очень часто данный вид споров сравнивают с дискуссией. Однако это не совсем так. Основная цель полемики состоит в достижении победы. Именно поэтому такой спор отличается агрессивностью, непримиримостью сторон, а также игнорированием всех правил, позволяющих вести конструктивный диалог. Кроме того, у полемики по сравнению с дискуссией большим разнообразием отличаются тактика и приемы поведения.
В подобных спорах может участвовать любой желающий. Причем вступить в них можно в любой момент и в любом месте. Порой один и тот же вопрос обсуждают даже те люди, которые не знают, не слышат и не видят друг друга. Иногда стороны, принимающие участие в полемике, даже не владеют поднятой темой. Именно поэтому не стоит удивляться тому, что полемика по некоторым вопросам длится на протяжении столетий.
К этим видам споров относятся публичные словесные состязания по самым актуальным для общества темам. Место и время проведения дебатов сообщаются заранее. Основной целью подобных споров является склонение большего количества людей к определенной точке зрения. При этом поиском истины во время дебатов не занимаются. Если не удастся увеличить количество своих сторонников, то тогда подобные споры используются для поднятия рейтинга выступающего или его имиджа. Подобная задача решается путем убеждения аудитории в том или ином вопросе. К примеру, в судебных дебатах это присяжные и судьи. Убеждать в чем-либо друг друга в подобных спорах нет необходимости.
Нередко во время прохождения дебатов разворачивается бескомпромиссная острая борьба. При этом присутствует интрига, как в спортивном состязании, зрелищность, как в театральной постановке, а некоторые подобные споры иногда можно сравнить с истинным шоу. Результаты подобных мероприятий порой весьма парадоксальны. Те их участники, которые проиграли в споре, нередко значительно увеличивали количество своих сторонников, то есть достигали поставленной ими цели. Именно поэтому при проведении дебатов на первое место ставится знание предмета и красноречие, владение риторикой и умение увлечь за собой аудиторию.
Помимо всех вышеперечисленных существует огромное количество тех, которые регулируются правовыми законодательными нормами. Они считаются юридическими. Рассмотрим виды правовых споров подробнее.
Порой различные разногласия возникают между субъектами производственных отношений. Связаны они с правами и обязанностями сторон в сфере экономических отношений. Они весьма обширны. Однако, исходя из определения, классификация видов спора экономического характера включает в себя и Это объясняется тем, что они входят в понятие производственных отношений.
Понятие и виды споров экономического характера тесно связаны не только с административными, но и с иными правоотношениями. Однако основную их массу все же составляют разногласия гражданско-правового характера. И чаще всего они касаются противоречий, возникающих в сфере предпринимательства.
Какие же существуют виды экономических споров? Подобные разногласия разделяются на:
Сотрудник любой организации может защищать свои права, свободы и законные интересы. Однако порой у него с работодателем могут возникнуть разногласия. Каково же понятие и виды трудовых споров в нашей стране? Все эти моменты отражены в Конституции и трудовом законодательстве России. Нормативные акты также содержат и способы разрешения подобных конфликтов, вплоть до права проведения забастовки.
Итак, рассмотрим понятие и виды трудовых споров. Прежде всего выясним, что означает подобный термин. Под трудовым спором понимают разногласия, возникающие между работником (работниками) и работодателем (его представителями). Вопросы подобных разногласий касаются регулирования трудовых отношений и решаются специальными органами юриспруденции. При этом под спором понимают различную оценку ситуации двумя сторонами. Причиной возникновения подобного конфликта служат правонарушения в сфере труда. В некоторых случаях это обычное заблуждение, предполагающее наличие отступлений от закона.
Какие существуют виды трудовых споров? Их множество, и все они классифицируются по различным основаниям. Так, существуют виды трудовых споров, которые указывают на спорящие стороны. В этой группе они бывают:
Классификация видов спора в трудовой сфере производится и по тем правоотношениям, из которых они вытекают. К таким разногласиям относят:
Классифицируют разногласия между нанимателем и сотрудниками и по их характеру. Это могут быть:
По предмету спора выделяют:
По способу разрешения трудовые споры делят на:
Первые из этих двух споров в основном индивидуальны. Они касаются тех ситуаций, когда работник добивается признания или восстановления за ним того или иного права. Другими словами, он предъявляет иск. Для урегулирования подобных разногласий создаются комиссии по трудовым спорам. Также эти вопросы рассматриваются вышестоящими организациями.
Неисковые споры, как правило, являются коллективными. В основном они возникают при установлении новых или изменении уже действующих условий труда.
Между физическими или юридическими лицами нередко возникают различные конфликтные ситуации. Подобные споры относятся к категории гражданских, если они регулируются ГК РФ или иными нормами гражданско-правового характера. Чаще всего такие разногласия связаны с правом владения недвижимым или движимым имуществом. Также поводом для разбирательств является порой и интеллектуальная собственность.
Какие же существуют виды Наиболее часто встречаются следующие конфликтные ситуации:
Наиболее сложные для разрешения судебными органами являются конфликты между юридическими лицами, государственными органами, а также гражданами. Эти споры, носящие публично-правовой характер, относят к административным. Причиной их возникновения являются различные взаимоотношения юридических и физических лиц с органами, представляющими исполнительную власть. К делам об административных правонарушениях можно отнести те, которые касаются:
Другими словами, сферы, в которых применяется законодательство об административной ответственности, весьма обширны. Именно поэтому для разрешения возникших конфликтных ситуаций в данном случае потребуются знания в самых разных отраслях права.
Какие же бывают виды административных споров? Если возникают с органами власти, то их подразделяют на:
Чаще всего подобные конфликты рассматриваются в арбитраже. Он представляет собой вполне законный механизм, созданный для решения различных споров вне судов. Во время рассмотрения подобных дел не пришедшие к единому мнению стороны делегируют решение по их делу либо одному, либо нескольким людям. После вынесения вердикта стороны обязаны непременно его исполнить.
Какие существуют виды арбитражных споров? Они классифицируются на:
Нередко арбитраж не способен решить конфликты, возникающие между так как они являются практически неразрешимыми. В таких случаях не пришедшие к согласию стороны вынуждены обращаться в суд. Все виды споров, рассматриваемых данным органом, можно подразделить на те, которые возникают между:
Кроме того, по существующей классификации основные виды судебных споров следующие:
Предметом конфликтной ситуации может стать определение размеров, границ и т. д. какой-либо территории (участка). Данное обсуждение, ведущееся с соблюдением всех процессуальных процедур, и является земельным спором. Участниками подобного конфликта могут быть физические и юридические лица, а также органы управления и власти, которые принимали решения, вызвавшие несогласие.
Какие бывают виды земельных споров? Их классифицируют в зависимости от объекта и субъекта спора, порядка рассмотрения дел, а также и по многим другим основаниям. Земельные споры связывают:
Нередко конфликтные ситуации возникают между различными государствами. Касаются они отдельных положений политики и права. Подобные разногласия и являются международными спорами.
Существует определенная классификация подобных конфликтов. Так, все виды международных споров различают:
Всякая беседа предполагает общение нескольких человек, каждый из которых имеет своё собственное представление по обсуждаемой теме. Часто мнение людей по поводу тех или иных вопросов не совпадают. Такое общение может стать причиной спора. При этом спор нескольких человек не означает завершение беседы конфликтом. Просто, каждый из участников беседы остаётся при своём мнении.
Но случаются и такие споры, которые заканчиваются конфликтом, отягчённым взаимной обидой и оскорблениями. Как не стать участником такого спора. Ведь для многих людей спор является приемлемой частью общения, когда можно выяснить суть вопроса с другими людьми, высказать собственную точку зрения по этому поводу.
Чтобы не оказаться в водовороте конфликта, вызванного спором, важно понимать необходимость данного спора для самого себя.
Причины для спора могут быть разные:
Это лишь несколько причин, которые чаще всего побуждают к участию в споре.
Чтобы из участника спора не переквалифицироваться в участника конфликта со взаимными оскорблениями, необходимо понимать, что являлось целью спора изначально. Это поможет сохранять спорный процесс в рамках оживлённой дискуссии и не более того.
Если в процессе спора, становится понятно, что другой его участник не намерен уступать в обсуждении темы, то во избежание конфликта можно и уступить в споре. Такое решение не унизит уступившего человека, а другие участники спора поймут, что общались с собеседником, который способен пойти на компромисс. При этом совсем не обязательно уступать в споре всегда. Наверняка, ещё будет возможность доказать свою компетентность вопроса не только в беседе, но и в деле.
Во время спора не стоит переходить на повышенные тона, это может спровоцировать собеседника лишь сильнее стараться доказать свою правоту.
Спор может носить личный характер, от отрицательных результатов такого общения ни кто не застрахован.
В том случае, когда участие в споре не предполагает проигрыша, то каждый свой довод необходимо произносить, чётко и уверенно. Это позволит убедить и других участников спора в своей правоте.
Если во время спора участники не преследуют цели преднамеренно оскорбить друг друга, то каждому из них правильно будет придерживаться темы дискуссии, при этом не стоит переходить на личности, употреблять оскорбительные термины, припоминать унижающие собеседника случаи из его жизни, дискредитирующие этого участника спора относительно обсуждаемого вопроса. Это поможет не довести спор до состояния конфликта.
Подростковый возраст – период с 10-ти до 17 лет, который связан с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей вызывают трудности и у самого подростка, и у его родителей.
С особенностями подросткового возраста сталкиваются все мальчики и девочки (у девочек этот период начинается на 1-2 года раньше). В зависимости от индивидуальных особенностей и воспитания переходный возраст может протекать относительно гладко или сопровождаться многочисленными конфликтами. В последнем случае говорят, что наступил кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – сложности и конфликты, возникающие в процессе становления личности подростка и борьбы за независимость. Кризис возникает, когда ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.
Кризиса «сложного возраста» можно избежать, если вы и ваш ребенок умеете договариваться и идти на компромиссы. Желательно выстроить с ребенком доверительные отношения, воспитывать в нем ответственность за свои поступки, научить способам взрослого поведения еще до наступления подросткового возраста. Но при желании обеих сторон контакт можно наладить в любом возрасте. Для этого родителям необходимо проявлять уважение к подросшему ребенку, быть готовыми идти на уступки, но твердо отстаивать границы, которые ему переходить запрещено.
Воспитывать подростка – нелегкая задача. Методы воспитания, которые хорошо действовали на ребенка, теперь теряют эффективность. Чрезмерная строгость провоцирует конфликты и отдаление, подросток прекращает делиться с родителями своими переживаниями. Попустительство, потакание желанием подростка и отсутствие контроля также влекут за собой проблемы (прогулы в школе, асоциальные компании, потребление алкоголя и наркотиков).
Наилучший вариант – общаться с подростком доброжелательно и спокойно, как со взрослым. Задача родителей любить и поддерживать ребенка в этот сложный для него период. Одновременно вы должны быть готовы проявить терпение и твердость, чтобы категорично сказать «нет» там, где это требуется. Умеренная строгость дает подростку ощущение безопасности.
Негативизм или упрямство. Подросток игнорирует просьбы и требования родителей или делает все наоборот. Для него такое демонстративное поведение является способом самоутверждения. Некоторые психологи рассматривают подростковый негативизм как одну из форм защиты нервной системы от бурных изменений.
Стремление к самостоятельности . Это основной мотив, который движет подрастающим ребенком. Отделение от родителей – признак того, что он развивается правильно и своевременно. В общении с родителями подросток ежедневно прощупывает грань дозволенного, постепенно продвигаясь все дальше (я сегодня лягу спать поздно, а завтра задержусь с друзьями). Таким образом он узнает, на что готовы родители, где находятся четкие границы дозволенного.
Отстаивание своих прав. Эта подростковая особенность является продолжением предыдущей. Подрастающий ребенок чувствует в себе изменения связанные с взрослением. Это наводит его на мысль, что пришла пора пользоваться привилегиями, доступными взрослым. В большинстве случаев подростки яростно отстаивают свои права – не соглашаются с мнением родителей, стремятся приходить и уходить когда хотят, бывать там, где считают нужным, общаться с кем им нравиться.
Гормональные скачки. Резкие повышения уровня половых гормонов и гормона роста приводят к раздражительности, излишней эмоциональности, головным болям, скачкам давления, приступам головокружения , повышенной потливости .
Стремление к общению со сверстниками . Друзья и знакомые в этот период становятся самыми значимыми людьми, их поведение и манеры воспринимаются, как эталон. Значимую общность людей принято называть референтной группой. Лидеры группы становятся авторитетами, смещая с этого места родителей. Признание статус и уважение в группе – высшая цель всего, что делает подросток. Эти изменения не так плохи, как кажутся на первый взгляд – таким образом, подрастающий ребенок становится частью общества.
Тяга к противоположному полу . Симпатия, влюбленность и интерес к противоположному полу – один из приоритетов переходного возраста. Подростки осваивают социальную роль мужчины или женщины, учатся строить отношения. Они стремятся испытать чувство влюбленности, боятся быть отвергнутыми и опасаются взаимности, поскольку не знают, как вести себя в таком случае. Как правило, первые чувства сопровождаются сильными эмоциями, смущением и стрессом. Половое влечение в этот период связано со значительными скачками половых гормонов и может быть довольно сильным.
Поиск себя и испытание своих возможностей . Подростки изучают, на что они способны в той или иной ситуации. По этой причине они часто рискуют, ведут себя вызывающе со сверстниками и взрослыми.
Внимание к собственной личности – рефлексия. Подросток начинает концентрироваться на своих мыслях и чувствах. Он открывает себя, анализирует свои эмоции и поведение, моральные качества, свою реакцию на события и других людей. На основе этих наблюдений он составляет мнение о себе и сравнивает со своим «идеалом», который сформировался на основе воспитания, книг, фильмов. Если он обнаруживает у себя качества, приписываемые идеалу, то это повышает его самооценку. Проблема в том, что самоанализ не всегда проходит объективно и самооценка переживает резкие скачки, что влияет на поведение подростка.
Повышенное внимание своей внешности . Подростки уделяют большое значение модной одежде, макияжу и прическе. Они всегда видят недостатки в своем теле: «У меня ужасный нос и толстые ноги», «Я слишком худой». В подростковой среде принято судить о человеке по внешности. Поэтому взрослеющий ребенок понимает, что от внешней привлекательности во многом зависит, примут ли его сверстники и какое мнение о нем сложится в группе.
Физиологические изменения и гормональные всплески делают ребенка непослушным и дерзким. Такое поведение вызывает непонимание и агрессию родителей, которые пытаются «не дать сесть себе на шею» и сохранить роль лидера в семье. Эта тактика наталкивается на естественное и природное стремление ребенка к самостоятельности. На этой почве неизбежно возникают все более сложные конфликты.
Конструктивное решение этого конфликта – предоставить подростку ту свободу и те права, к которым он готов: отпускать, если он приходит во время, позволять приводить друзей в отсутствие родителей, если после их ухода в квартире порядок. Важно спокойно и твердо объяснить ребенку, что он может лишиться этого права, если нарушит договоренность.
Внимание! Прежде чем дать свободу, вы должны быть уверенны, ребенок усвоил запреты (не ходить на стройку, не брать чужое, не идти с незнакомыми людьми, не принимать наркотиков и т.д.) Только в этом случае свобода будет для него безопасна.
Непослушание, грубость и хамство по отношению к родителям. Подростки сознательно пытаются обесценить авторитет родителей, проявляя непослушание. Грубость может иметь несколько объяснений. Первое, подросток понимает, что пришло время отделиться, и ему эмоционально легче держать дистанцию с человеком, с которым у него натянутые отношения. Второе, родители придерживаются строгого стиля воспитания, предоставляют ребенку мало свободы, унижают его, не веря в его силы и таланты. В этом случае агрессия – это естественная попытка защитить свою самооценку, которая в этом возрасте очень уязвима и важна для него. Поясните ребенку, что грубость и хамство по отношению к вам недопустимы. С родителями можно договориться, если проявлять уважение.
Вседозволенность , недостаток внимания со стороны родителей. Подростку важно знать, что он любим и при необходимости ему обеспечена всесторонняя поддержка со стороны родителей. Также для психологического комфорта ему важно знать, где проходит граница между «можно» и «нельзя». Безнаказанность приводит к тому, что непослушание и нарушение норм становится привычным поведением. У подростков с неустойчивой психикой на фоне стрессов и неприятностей, недостаток родительского внимания может спровоцировать попытку суицида.
Требование приобрести что-либо . Вещи «как у других» позволяют подростку влиться в группу и стать своим. В подростковой среде одежда и гаджеты являются признаком статуса или принадлежности к субкультуре. Для многих подростков их наличие определяет принадлежность к касте. Родителям бесполезно переубеждать детей, что внешние атрибуты не играют большой роли. Понимание этого приходит с опытом. Скажите ребенку, что вы понимаете его желания, но пока нет возможности их осуществить. В качестве компромиссного варианта вы можете предложить начать откладывать определенную сумму на покупку.
Общение с «проблемными» друзьями. Значимые и авторитетные для подростка люди далеко не всегда заслуживают одобрения родителей. Вы можете рассказать сыну или дочери о своем отношении к этому человеку, если у вас есть весомые доказательства. Это не означает, что ребенок прислушаются к вашим словам, но он будет знать о недостатках своего кумира. Альтернативный вариант – попытаться изменить круг общения лагерь, спортивные секции, студии, мастер-классы. Создавайте условия, чтобы у подростка появлялись новые знакомые. Чем больше у него будет опыта общения, тем быстрее он научится разбираться в людях.
Алкоголь , сигареты , наркотические вещества. Ваш ребенок должен четко понимать, что прием веществ запрещен и за этим последует наказание. Оно может быть в виде лишения компьютера или других привилегий, вплоть до «домашнего ареста».
Снижение успеваемости. Средняя и старшая школа тяжелый период, не каждому под силу усвоить программу на «отлично». Также необходимо учитывать возрастные особенности (гормональные всплески, ухудшение кровообращения головного мозга, невротическое поведение). Подростки обоих полов страдают от снижения внимания, креативности и ухудшения памяти. У мальчиков-подростков отношения с учителями усугубляются непослушанием, граничащим с вызовом. Улучшить успеваемость можно мотивируя ребенка поступлением в выбранный им ВУЗ. Если мотивации недостаточно, то могут помочь занятия с репетитором.
Неаккуратность и отказ выполнять работу по дому. Внимание подростков сосредоточено на общении с ровесниками и всестороннем оценивании себя. Поддержание порядка их мало интересует, это распространенная проблема. Решить ее можно договорившись с подростком и регулярно напоминая ему о порядке. Со временем поддержание чистоты превратиться в привычку.
Кардинальная смена внешнего вида.
Смена имиджа далеко не всегда одобряется родителями. Для подростков пирсинг, смена прически и стиля одежды – это способ самовыражения, самоутверждения, попытка произвести впечатление на окружающих и понравиться самому себе. Относитесь к стремлению ребенка с пониманием, не будьте категоричны.
Чем мотивировать подростка
Финансово , суммой, которая выделяется на карманные расходы.
Покупкой желаемой вещи, с учетом финансовых возможностей родителей. Например, ноутбук, путевка в лагерь.
Предоставлением новых прав и свобод . Разрешением сходить в клуб, пойти в гости с ночевкой.
Взаимным выполнением обязательств. Договаривайтесь с подростком, что он выполняет свои обязательства (учеба, работа по дому, уважительное отношение к родителям, возвращение домой в установленный час). Вы в свою очередь берете на себя обязательства (отпускать, покупать, разрешать приглашать в дом друзей). Ваша задача взаимно придерживаться данного слова. Если по какой-то причине одной из сторон обязательство не удается выполнить, то об этом необходимо предупредить заранее.
Родители могут использовать эти бонусы и привилегии в качестве положительного подкрепления в награду за хорошее поведение. Или же лишать их в качестве наказания.
Помните, что по отношению к подростку недопустимы физические наказания и моральное унижение, высмеивание. Расскажите где и почему он не прав, объясните, какие чувства вызвал его поступок. Старайтесь быть конструктивным. Длинная воспитательная беседа не воспринимается подростком. Не кричите и не позволяйте ему кричать на вас. Лучше отложить беседу на 5-10 минут, чтобы дать сторонам успокоиться.
Случается, что в группе на одну роль претендуют несколько человек. В этом случае конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников. Например, при высоком уровне интеллектуального развития подростки менее конфликтны. Они способны договариваться и идти на компромисс. Тот подросток, который не смог добиться желаемого, может довольствоваться менее высоким статусом, продолжать борьбу или попробовать свои силы в другой группе.
Причины конфликтов подростков в среде сверстников
Подросток становится объектом травли (буллинга). Как правило, жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные, даже самые незначительные, ситуационные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:
Конкуренция, борьба за статус в группе . Таким образом чаще взаимодействуют сильные личности. Борьба может вестись за:
Внимание особы противоположного пола;
Расположение учителей или руководителей секций;
За статус в компании.
Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности подростка. Психологи не рекомендуют родителям вмешиваться в отношения между сверстниками.
Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам
. Это случается, если:
Ощущая свое взросление, подросток претендует на статус, равный учительскому. Современная школа предоставляет доминирующее положение учителю, а ученики имеют низший статус. Пререкания с учителем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.
Нарушение дисциплины в школе . Подросток ведет себя неподобающим образом на уроке или на перемене, это может быть попыткой укрепить свой статус среди сверстников противостоянием с учителем. Портит школьное имущество, пропускает уроки, ведет себя агрессивно по отношению к другим ученикам – это может быть выражением внутренних конфликтов.
Плохое выполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке.
Попытка учителя устранить конфликт между учениками , когда преподаватель принимает позицию одной из сторон.
Несправедливое отношение учителя. Необъективное оценивание знаний и грубость со стороны учителя оскорбляют подростка.
Неподобающий внешний вид ученика
. Игнорирование требований, предъявляемых к внешнему виду, школьной форме, яркий макияж – это способы самовыражения, которые считаются неприемлемыми в большинстве школ.
На практике конфликты в школе случаются как по вине подростков, так и учителей. В большинстве случаев подростки и преподаватели называют разные причины конфликта и каждый уверен в своей правоте. Например, учитель возмущен, что ученик срывал урок, а подросток считает, что тот плохо и неинтересно объяснял и проявил грубость.
«Идеальный» учитель должен уметь подать материал и держать дисциплину в классе, быть объективным и уметь гасить конфликты на стадии их зарождения. Однако на практике этого удается не многим. Если школьный конфликт затянулся, поговорите с учителем. Не конфликтуйте, а постарайтесь спокойно выяснить его позицию. Помните, что своим поведением вы показываете ребенку модель конструктивного решения конфликта.
Психология спора позволяет понять истинные намерения вашего оппонента. Причины того, почему спорят люди, могут быть самыми неожиданными.
Спор, независимо от его предмета, является важной составляющей межличностного общения и взаимодействия людей. Во время этого процесса стороны с помощью аргументов отстаивают свое понимание обсуждаемого вопроса и стремятся опровергнуть доводы оппонентов.
Не секрет, что спорщики не всегда оперируют фактами, но и используют психологические и логические уловки. Не исключены шантаж и физическое воздействие. Результат обмена мнениями зависит от многих составляющих: от явной и скрытой причины спора, особенностей характера спорящих людей, стремления к взаимопониманию, способности доказывать и опровергать те или иные высказывания. Что заставляет людей обсуждать спорные вопросы с окружающими, даже если спор заведомо неконструктивный, а средства – не всегда позволительны?
Затевая спор, люди стремятся получить в результате словесных баталий определенную выгоду – материальную или моральную. Давайте посмотрим на причины, почему спорят люди, не с содержательной стороны, а с точки зрения импульса, который к этому побуждает. Ведь спор является способом выплеснуть накопившиеся , в том числе негативные – боль, неудовлетворение, злость. Тот, кто становится второй, третьей и т.д. стороной спора, фактически признает важность разговора и значимость мнения оппонента для себя.
Во время спора каждая из сторон отстаивает свои интересы. Часто они, действительно, имеют практический смысл. Преимущества того или иного интереса зависят от того, насколько каждая сторона сможет отстоять свое понимание проблемы и способна опровергнуть доводы другой стороны.
Например, споры возникают при решении бытовых или производственных вопросов. Члены семьи спорят о том, потратить ли сбережения на отпуск, либо вложить в ремонт. Или, например, человек, который получает прибыль от выпиливания леса, будет спорить с экологами, которые защищают этот лес.
Одна из распространенных причин того, почему спорят люди, является нежелание рушить устоявшиеся стереотипы, которые присутствуют в каждом человеке. Эта информация, которая формирует фундамент его поведения и принимаемых им решений. Если при общении с кем-то человек вдруг начинает понимать, что его стереотипы ошибочны, то происходит сбой всей системы. В данном случае личность собеседника неважна – важна только информация. Спор – способ защитить свой внутренний мир, даже если человек признал свою неправоту и принял действительность.
При этом если собеседник просто указывает на ошибки, но не делает заключения и не предлагает способа их решения, это говорит о его слабости и психологической неустойчивости. Что, в свою очередь, только подогревает накал в споре.
Вопросы читателей
18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите или направьте в нужном направлении.Дело в том, что я очень чувствительная натура. Могу всплакнуть в каком нибудь фильме, хотя по сути это может быть даже не драма, а просто фильм с грустным концом, по крайней мере мне это может показаться грустным. В данный момент встречаюсь с девушкой (я её очень люблю и не хочу терять), в моменты ссор (имею ввиду серьёзные ссоры, не по пустякам) могу расплакаться достаточно сильно. По началу относился к этому нормально, но сейчас когда мы ссоримся (и в будущем будет ссориться, т.к. в отношениях всё бывает) уже это мне не кажется нормальным, тем более что не представляю это в супружестве. Хотелось бы научиться сдерживать свои эмоции. Есть ли какой-то метод решения этой "проблемы"?
Задать вопросВнутренние конфликты, неудовлетворенность жизнью могут сделать из человека заядлого спорщика. Один из примеров – заниженная . Человеку с этой проблемой важно убедить в чем-нибудь своего собеседника, чтобы таким образом самоутвердиться. Если он выигрывает в этом споре, то, как бы сам для себя убеждается, что его мнение значимо для других, и что кто-то другой более ущербный.
С другой стороны, желание самоутвердиться может сподвигнуть человека на конструктивный спор, заставляющий его действовать. Например, чтобы поднять свою самооценку, он спорит с другом, что сможет научиться водить автомобиль, и спор мотивирует человека это сделать.
Человек с завышенной самооценкой настолько верит в свои силы и правоту, что ему сложно воспринять чужое мнение и авторитет другой личности. Это провоцирует спор.
Иногда люди затевают спор, желая избавиться от накопившейся в них негативной энергии. Плохое настроение, проблемы дома или на работе могут породить желание доказать кому-то, что белое – это белое, или, наоборот – что абсурд является истиной. Такой спор - способ снять и переключить проблемные мысли.
Если человек чувствует за собой вину, спор используется как способ переложить инициативу на собеседника. Зачинщик подобного разговора не способен критично относиться к себе. Таким методом он пытается оправдаться перед самим собой. Например, совершив какую-то подлость по отношению к собеседнику, он будет искать аргументы, которые оправдали бы его поведение.
Как видим, часто психология спора заключается не в желании получить конкретный практический результат, а в самом процессе. Но если обсуждение позиций и мнений достаточно аргументировано, то все его стороны чувствуют себя психологически комфортно, и начинают видеть больше, чем видели ранее.
Конфликты случаются постоянно, и их мало кто любит, большинство людей пытаются понять, как жить без конфликтов. Чтобы научится бесконфликтному общению, следует понять причины возникновения конфликтов.
Причин возникновения конфликтов масса – от социально-экономической обстановки в стране до дурного настроения. Наверняка вы замечали, что в плохом настроении вы чаще допускаете грубые выражения, можете и голос повысить. А кто-то на это может обидеться, вот вам и начало конфликта. Поэтому перечислить все предпосылки для развития конфликта невозможно, да конфликтологи и не стараются это делать, предпочитая оперировать группами причин возникновения конфликтов.
Секрет бесконфликтного общения базируется на профилактике конфликтов и умении их решать.