Сколько часов нужно спать первокласснику. Роспотребнадзор опубликовал рекомендации родителям по нормам сна и отдыха школьника

Сколько часов нужно спать первокласснику. Роспотребнадзор опубликовал рекомендации родителям по нормам сна и отдыха школьника

Сон является основным фактором, который влияет на физическую и умственную активность. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать по 11 часов. Первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее. Отбой должен быть в 21.00, а подъем в 7.00.

Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры, а также в компьютер. Прогулка или простое проветривание комнаты способствует спокойному и глубокому сну. Также требуется дневной сон. Его продолжительность не должна превышать 1,5 часа.

Питание

Доказано, что ребятишки, которые принимают пищу строго по часам, меньше подвержены заболеваниям пищеварительной системы и ожирению. Поэтому старайтесь придерживаться данного правила. Также необходимо учесть, что детям 5-10 лет необходимо пятиразовое питание, которое обязательно должно включать в себя мясные и молочные продукты, каши, много овощей и фруктов.

Физическая активность

Физическая активность необходима для правильного развития. Планируйте день таким образом, чтобы ребенок мог выполнять утреннюю зарядку, а днем поиграть и побегать на свежем воздухе. Время прогулки не должно быть меньше 45 минут, но и не больше 3 часов.

Умственная работа

Не сажайте ребенка за домашние задания сразу после прихода со школы. Сначала должен быть обед, затем отдых или сон, а после полдник и прогулка. Откладывать задания до ночи тоже не стоит. Оптимальное время для домашних заданий - 17.00. Их продолжительность по возможности не должна превышать 2 часов.

ЕРЕВАН, 2 сентября. Новости-Армения. Ребенку зачастую сложно перейти на новый режим, особенно, с наступлением школьных будней. О том, как справиться со школьными нагрузками, на страницах ресурса woman.delfi.ee рассказывает мама троих детей и руководитель Центра детского сна и развития BabySleep Елена Мурадова.

1. Оставляйте короткий дневной сон

Первокласснику в среднем нужно спать по 10-11 часов в сутки. Согласно исследованиям, дети с большей продолжительностью сна получали более высокий балл IQ и были успешнее на уроках, чем те, кто недосыпал.

Большинство детей к первому классу перестают спать днем, но, если ваш ребенок продолжает, - не пытайтесь это пресечь с началом осени. Пусть отдохнет после уроков, но не слишком долго - иначе это плохо скажется на ночном сне и утром ребенок встанет не выспавшимся.

2. Сокращайте внешкольную нагрузку до минимума

Школьное расписание первоклассника может показаться родителям очень легким: всего 4-5 уроков в день, "то ли дело в наше время". Но это простота обманчива.

Загружается новость... "Право"


Начало обучения в школе оказывает существенное давление на психику ребенка. А если его не в меру нагрузить кружками и занятиями, можно и вовсе перегнуть палку. От переутомления дети плохо спят, хуже усваивают новую информацию в школе и чаще болеют.

В первом классе лучше снизить внешкольную нагрузку до минимума. Оставляйте каждый день по 1-2 часа свободного времени, чтобы ребенок мог сам выбрать, чем заняться, или просто побездельничать.

3. Соблюдайте один режим сна и в будни, и в выходные

Школьная жизнь предполагает соблюдение четкого расписания. В вопросе сна предсказуемость и режим тоже важны.

Чаще всего в школу нужно вставать рано, поэтому и укладывание вечером должно быть не слишком поздним. Если встать нужно в 7:00, значит, вечером нужно лечь не позже 21:00. И не просто оказаться в кровати, а уже уснуть.

Также важно, чтобы режим был стабильным не только в будние дни, но и в выходные. Если вечером в пятницу ребенок засиживается допоздна ("завтра же не нужно вставать"), а потом отсыпается в субботу и воскресенье - то утром в понедельник встать будет непросто, и новую учебную неделю он начнет не лучшим образом.

4. Забирайте все гаджеты за час до сна

К вечеру у большинства детей открывается второе дыхание после учебы, кружков и секций. Забирайте у него все гаджеты и выключайте телевизор минимум за 1 час до сна, чтобы он успел успокоиться и легче заснул. Игры и мультики, особенно без ограничений по времени, приводят к излишнему возбуждению, а свет экранов замедляет выработку гормона сна мелатонина. Перед сном лучше отдать предпочтение книге.

5. Помогайте ребенку заснуть с помощью ритуала укладывания

За режимом младшего школьника нужно следить родителям. Он пока не в силах самостоятельно себя дисциплинировать. Если махнуть на режим рукой, утром ваш первоклассник будет клевать носом на уроках и едва ли что-то запомнит из нового материала.

Поболтайте с ним перед сном, обсудите планы на завтра, помогите собрать портфель, проверьте школьную форму - все это подготавливает к плавному завершению дня. Предсказуемый ритуал укладывания, который повторяется каждый вечер, расслабляет ребенка, настраивает его на сон и помогает быстро заснуть.

6. Объясняйте, почему так важен сон

Загружается новость... "Лево"


Для ребенка позднее укладывание может ассоциироваться со взрослением: "Я уже не маленький, хожу в школу и буду ложиться поздно, как мама и папа". Обязательно разговаривайте со своими "взрослыми" первоклассниками:

Объясняйте, почему так важно ложиться спать не слишком поздно.

Вместе вспомните, как трудно вставать по утрам, когда не выспался.

Расскажите о связи качественного сна и успеваемости в школе. Выспался - и стих быстрее выучил, и контрольную лучше написал.

Не забывайте подавать пример: пусть вы ложитесь позже, чем дети, но засыпать после полуночи неполезно даже родителям-"совам". -0-

Для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности. Режим дисциплинирует, помогает привыкнуть к новым условиям жизни.

Врачи настаивают на строгом соблюдении , подчеркивая, что так можно уберечь школьника от перевозбудимости и раздражительности. Только с его помощью вы сохраните нормальную трудоспособность ребенка не просто в течение дня, а и на протяжении всего учебного года. Режим дня, который мы предлагаем, подходит и для младших школьников других классов - наш распорядок составлен с учетом времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Согласно исследованиям ученых, можно выделить два пика трудоспособности на протяжении дня. Первый - 8-11 часов утра, когда ребенок как раз находится в школе. После этого времени качественные показатели работоспособности в организме падают. Второй пик - 16-18 часов вечера. Затем следует интенсивный спад.

Виталий Степнов, педиатр: «Нельзя не считаться с пиками трудоспособности ребенка. Часто родители удивляются, почему после всех кружков и секций ребенок так долго делает уроки, хотя еще совсем недавно он был бодрым. Да потому что устает он к вечеру! Пик работоспособности организма уже прошел, и теперь ему пора отдыхать, несмотря на то, что ребенок может весело играться или бегать по квартире».

Основные правила режима дня для первоклассника

Первоклассник должен спать не меньше 10 часов , плюс - дневной сон, к которому привык организм. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра.

Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. К тому же, младшеклассники должны гулять в день по 3 часа.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки - сейчас у него спад работоспособности, поэтому всё равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Домашнее задание в первом классе отменили, но когда ваш ребенок перейдет в следующий класс младшей школы, не забывайте, что 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00.

Валентина Филенко, детский психолог: «Когда придет время домашнего задания, не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и сесть за уроки. Дождитесь момента, когда он отложит одну игрушку и возьмется за вторую. Если Вы прервете процесс игры, необходимость выполнения домашних заданий приобретет негативную окраску».

После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Не забываем, что на свежем воздухе нужно находиться не меньше трех часов в день.

Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день , а лучше вообще без него обходиться. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана. А после вечерней прогулки лучше не садиться у экрана, а принять теплый душ, выпить стакан теплого молока и лечь спать.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Режим дня первоклассника: образец

  • 7.00 подъем
  • 7.00-7.30 водные процедуры, зарядка
  • 7.30-7.50 завтрак
  • 7.50-8.20 дорога в школу
  • 8.30-12.30 занятия в школе
  • 11.00 второй завтрак
  • 12.30-13.00 дорога домой (лучше по свежему воздуху)
  • 13.00-13.30 обед
  • 13.30-14.30 послеобеденный отдых, а лучше сон
  • 14.30-15.00 полдник
  • 15.00-16.00 прогулка, игры, спорт
  • 16.00-17.00 домашние задания
  • 17.00-19.00 прогулка
  • 19.00-20.00 ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т.д)
  • 20.00-20.30 подготовка ко сну
  • 20.30-7.00 сон


Режим питания первоклассника

  1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин.
  2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша, но мы-то знаем, что с гораздо большим удовольствием детишки набрасываются на хлопья. Проследите, чтобы хлопья были цельноцерновыми, а молоко - теплым. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно.
  3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. Для здоровья (как физического, так и психологического) нет ничего хуже, чем стресс, который создается ограничением времени.
  4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата.
  5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао.
  6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее.
  7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и . Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов.

Кружки и секции в распорядке дня первоклассника

Физиологи не рекомендуют начинать учебу в школе параллельно с азами танцевальных па или первыми ударами кунг-фу. Лучше сделать это за год до школы или уже со второго класса. В первом классе нагрузки должны быть минимальными.

Если Вы видите, что ребенку тяжело справляться с учебой, совмещая ее с начатым год назад кружком, лучше отложите занятия на год. Но обязательно прислушивайтесь к мнению своего школьника: если дополнительные занятия ему очень нравятся, оставьте какую-то одну секцию, а вторую «поставьте на паузу».

Помните, что в это время ребенку очень нужна наша поддержка. Не нужно постоянно указывать, что ему делать, сосредотачиваться на школьных трудностях, требовать отличных результатов и ругать за неаккуратные тетради.

Вы должны быть одной командой: дайте ребенку почувствовать, что у него есть защита, что родители - на его стороне. И соблюдайте . Успехов вам и маленькому школьнику!

Страничка школьного психолога

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?

Нормально.

А что сегодня делали?

А ничего.


Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

Режим дня первоклассника

Когда ложиться спать?

Первокласснику необходимо спать 11,5 – 12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. К сожалению, исследования показывают, что среди первоклашек нормативы ночного сна выдерживают только 24%. Остальные не высыпаются, регулярно недобирая по 0,5-1,5 часа сна. Отсюда утомление, раздражительность, плохое усвоение школьного материала. Спать надо ложиться не позднее 21.30. Идеальное время – 20.30.

Ученики 3-7-х классов должны спать не менее 9-10 часов в сутки, желательно ложиться в 22.00.
Старшеклассникам хватит и 8-9-часового сна, но в постели они должны оказаться не позднее 23.00.

Когда делать уроки?

Оптимальный срок для приготовления домашних заданий – с 15 до 16 часов для младших школьников (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 у остальных (кстати, это время самоподготовки в Ломоносовской школе).

Взрослые забывают, что письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у них повышается давление, учащается сердцебиение. Заниматься такой малыш должен сначала не больше 3 минут, а позже, когда человек «втянется» в учебу, - 8-10.

Сколько отдыхать?

Детям 7-10 лет дышать свежим воздухом нужно 3-3,5 часа в сутки. Это повышает работоспособность.
Ученики средних и старших классов должны проводить на улице не меньше 2 часов ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...

Лекция для родителей о важности организации и соблюдении режима дня школьников. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Ведь режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 ...

Организация режима дня - залог здоровья школьника

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения...